Воскресенье, 19.05.2024, 13:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя биологии и химии И.В. Кретининой

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 160
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Программы

Рабочая программа по биологии 7 класс ( ГОС) 2016 - 2017 учебный год
25.09.2016, 12:44

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дмитряшевка

Хлевенского муниципального района

 Липецкой области

Рассмотрено на заседании                                             Утверждено

Педагогического совета                                          приказом по школе

протокол №_____от «___»_______2016              №     от                      2016

                                                                               Директор_______ С.А.Дедов

 

Рассмотрено на МО учителей…….

и рекомендовано к утверждению

Протокол №       от

Руководитель МО _________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

биология

_______7_б______ класс

 

 

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

ФИО разработчика:Кретинина И. В.

Должность:учитель химии

Категория:высшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Дмитряшевка

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                                                  Нормативно-правовые документы: 

Федеральный уровень

1)Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)

3)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

4)      Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

5)      Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

6)      Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

7)      Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"

8)      Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312".

9)      Приказ Минобрнауки РФ от 24.01.2012 N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089".

10)    Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 N 729 (ред. от 16.01.2012) "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 N 15987).

11)    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

12)    Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

13)    Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

14) Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) http://  www.fgosreestr.ru/

          Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ); http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал); http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен); http://fipi.ru/ (ФИПИ)

 

Региональный уровень

    Приказ УОиН Липецкой области от 29.04.15 № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015/2016 учебный год».

    Письмо УОиН Липецкой области от 27.04.2015 г. № СК - 1350 «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году».

    Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

 

Школьный уровень

 

Устав школы

Программа развития школы

Образовательная программа школы на 2016-2017 уч.г.

Календарный учебный график

Учебный план на 2016-2017уч.г.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Дмитряшевка.

 

         

      

 

 

  Цели:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

   Задачи:

  1. Обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования  через систему из 70 уроков.
  2. Продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и   видео-уроки.
  3. Особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для    работы с учебником, подготовку детьми   сообщений и рефератов, презентаций.
  4. Закрепить интерес к изучению биологии    через разнообразные формы уроков.
  5. Развивать творческие способности учеников  через систему креативных заданий.

 

 

 Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

 Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра­зования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений (курс «Животные», авторы Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н.).

     

      Обоснование выбора авторской программы:  Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.

   

 Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

     Основные изменения, внесенные в программу И.Н. Пономаревой:

1. Уделено более пристальное и детальное внимание многообразию отдельных систематических групп животных..

2. Введены экскурсии, в том числе виртуальные с использованием ресурсов Интернета

3. Делается акцент на использовании проектных и исследовательских технологий.

    

        Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

         Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

          В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

         У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

     Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

   Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

 

            Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами): программа рассчитана на 2 классных занятия в неделю (70 часов в год).

        Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами): программа рассчитана на 2 классных занятия в неделю (70 часов в год), включает 12 лабораторных работ.

 

     Формы организации образовательного процесса: Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается активная форма обучения,  а также выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Обязательным компонентом являются экскурсии для изучения объектов живой природы в их естественной среде, также предполагаются виртуальные экскурсии с использованием материалов специализированных сайтов Интернета (например сайтов Дарвиновского, Палеонтологического музеев РАН, Лондонского национального музея естественной истории, музея института Л.Пастера и т.д.)

Программа предполагает возможность использовать на уроке различные типы заданий для учащихся, развивающие у школьни­ков интеллектуальные и практические умения. Такие как:

1. Нахождение логической связи между терминами и понятиями, написанными учителем на доске. Комментирование этой связи.

2.Ответ учащегося по плану, составленному им са­мим или предложенному учителем.

  1. Ответ на вопросы в конце параграфа учебника.

4.Составление собственных вопросов к тексту для других учащихся класса.

  1. Ответ на вопросы, которые задают товарищи по классу.

6.Ответ учащегося по логической опорной схеме, изображенной им на доске.

  1. Решение проблемных задач.
  2. Участие во фронтальном опросе-беседе, проводи­мом учителем.

9.Заполнение сравнительной или обобщающей таб­лицы на доске или в тетради.

  1. Исправление «ошибок» в терминах, написанных на доске.
  2. Написание тестовых письменных работ.
  3. Выступление по итогам работы с дополнительной литературой (доклад, реферат).
  4. Составление в тетради «биологического словари­ка» с помощью учебника.
  5. Нахождение лишнего в совокупности предложен­ных учителем понятий или терминов.
  6. Написание словарного диктанта по общей био­логии.

16.Распределение терминов, понятий, объектов по группам, то есть их классификация на основании какого-либо принципа.

17.Формулирование гипотез.

18.Разработка научного эксперимента.

19.Практическое выполнение наблюдения и опыта.

20.Обсуждение результатов проведенного исследования (своего и чужого).

 

 Технологии обучения:

        В ходе реализации программы предпочтение отдается деятельностному подходу к обучению, предполагается широкое использование проектной деятельности, отдельное внимание уделено личностно-ориентированному подходу. Обязательным является использование ИКТ.

 

         Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

1. Ценностно-смысловая компетенция формируется благодаря детальному знакомству с многообразием животного мира, самостоятельным и групповым исследованиям, проводимых в форме практических и лабораторных работ. Особую роль играет изучение тем, посвященных исчезающим видам.

2.  Общекультурная компетенция отражающая круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, формируется благодаря широкому спектру тем, в которых зоология рассматривается в интеграции с общественными и гуманитарными дисциплинами. Общекультурное содержание курса «Животные» включает в себя основы анатомии, физиологии и систематики животных  в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий.

3. Учебно-познавательная компетенция успешно формируется благодаря  детальному изучению объектов живой природы, многие из которых обитают рядом и доступны для непосредственного изучения.  По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов  и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.  Данные навыки ученик приобретает во время групповых лабораторных работ и уроков с использованием проектной технологии. Ученик по ходу изучения курса овладевает  умением  представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Программа предусматривает, что он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся представления о личной ответственности за сохранение видов животных и целых экосистем

                  Виды и формы контроля (согласно Уставу образовательного учреждения):

устные и письменные; фронтальные, групповые, индивидуальные; итоговые и текущие; с применением компьютера и других технических средств; программированные и непрограммированные.

             Информация об используемом учебнике.

Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.

 

        Планируемый уровень подготовки учащихся на конец года в соответствии с требованиями, установленными государственными образовательными стандартами, Программой развития школы, Образовательной программой школы.

        В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:

       знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

       уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний животными;
  • оказания первой помощи при укусах животных.

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

 

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у животных. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царство животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Царство животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Меры профилактики заражения. Происхождение червей.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Инстинкты. Значение насекомых в природе и жизни человека. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Охрана рыбных богатств.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие, значение и их охрана.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Происхождение и многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов, домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

 

Тематический план 7 класс

п\п

Темы (разделы)

Количество часов

1

Биология как наука. Методы биологии

5

2

Признаки живых организмов

3

3

Система, многообразие и эволюция живой природы

58

4

Повторение

4

 

Итого

70

 

 

литература

 

1.Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.

2.«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

3.Кучменко В.С., Суматохин С.В. «Биология. Животные. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.

4.Резанов А.Г. «Зоология в таблицах, рисунках и схемах». Москва, «Издат-школа», 1999 год.

5.«Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

6.«Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

7.«Я иду на урок биологии. Зоология. Птицы. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

8.«Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

9.«Я иду на урок биологии. Зоология. Млекопитающие. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.

10.Рязанов А.Г. «Зоология. Тесты». Москва, «Издат-школа», 1998 год.

11.Тугусова Е.В. «Зоология. Поурочные планы с проверочными заданиями и контрольными тестами». Москва, «Юнвес», 2001 год.

12.Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.

13.Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.

14.«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.

15.«Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.

16.Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.

17.Сухова Т.С. «Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.

18.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. «Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.

19.Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.

20.Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.

21.Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.

22.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 7 класс. 2005 год.

 

 

 

 

 

Категория: Программы | Добавил: mia
Просмотров: 1393 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск