Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Дмитряшевка
Хлевенского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено на заседании Утверждено
Педагогического совета приказом по школе
протокол №_____от «___»_______2016 № от 2016
Директор_______ С.А.Дедов
Рассмотрено на МО учителей…….
и рекомендовано к утверждению
Протокол № от
Руководитель МО _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
химия
_______9б______ класс
на 2016-2017 учебный год
ФИО разработчика:Кретинина И. В.
Должность:учитель химии
Категория:высшая
с. Дмитряшевка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы:
Федеральный уровень
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312".
- Приказ Минобрнауки РФ от 24.01.2012 N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089".
- Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 N 729 (ред. от 16.01.2012) "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 N 15987).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) http:// www.fgosreestr.ru/
Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ); http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал); http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен); http://fipi.ru/ (ФИПИ)
Региональный уровень
Приказ УОиН Липецкой области от 29.04.15 № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015/2016 учебный год».
Письмо УОиН Липецкой области от 27.04.2015 г. № СК - 1350 «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году».
Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
Школьный уровень
Устав школы
Программа развития школы
Образовательная программа школы на 2016-2017 уч.г.
Календарный учебный график
Учебный план на 2016-2017уч.г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Дмитряшевка.
Цель программы:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
1.Обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков индивидуальные образовательные маршруты учеников.
2.Добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний.
3.Продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г. стр. 57-108), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2007г.
Обоснование выбора авторской программы: Программа дает общие базовые представления об основных закономерностях строения и функционирования живой материи на разных уровнях ее организации. Структура самой программы позволяет ученику на выходе из основной средней школы получить наиболее важные представления о живой природе.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: нет.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
Программа предусматривает овладение учащимися в соответствии с стандартом биологического образования для 9 класса
|
Соответствующие главы, параграфы и некоторые пояснения
|
Знать/понимать
основные положения биологических теорий:
— многообразие жизни на Земле
— о взаимосвязи компонентов биосферы
|
§1-4
|
правил:
— экологической пирамиды
- конкурентного исключения
|
§ 56
§53
|
гипотез:
— зарождения жизни на Земле
- происхождение человека
|
§36-40
§44-49
|
строение биологических объектов:
— клеточный, тканевый и органный уровни организации
— организмы, популяции, экосистемы
|
§4-15
§44
|
сущность биологических процессов и явлений:
— дыхание и фотосинтез
— типы и способы питания организмов
— принцип образования пищевых цепей
— формирование приспособленности к среде обитания
— круговорот веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере
|
§10-11
|
основные биологические термины и символы
|
В процессе изучения всего раздела «Природа»
|
уметьть объяснять:
— роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения
— единство живой и неживой природы, родство живых организмов,используя биологические теории,законы и правила
— влияние человеческой деятельности на природу
— взаимосвязи организмов и окружающей среды
— законы наследственности и изменчивости
— законы эволюции
|
при изучении соответствующе -го учебного материала
§1,2; 3
§7,9
|
устанавливать взаимосвязи строения и функций:
— клетки и особенностей организма
— детали процессов жизнедеятельности
|
Раздел 2
|
решать задачи разной сложности по биологии
|
в процессе выполнения заданий
|
составлять схемы:
— пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
- родословных для изучения наследственности человека
|
§ 56
§20-26
|
описывать:
— особей вида по морфологическому
критерию
— экосистемы и агроэкосистемы
своей местности
|
§12§ 17
|
выявлять:
- особенности онтогенеза
— приспособления у видов к среде
обитания
— взаимоотношения между видами в сообществе
— отличительные признаки живого (у отдельных организмов)
|
§ 16
§ 50
|
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами): программа рассчитана на 2 классных занятий в неделю (70 часов в год).
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа ( в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком): В течение учебного года предусмотрено проведение 70 учебных занятий, в которые включены 7лабораторных.
Формы организации образовательного процесса: Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, на уроках проводимых в форме конференций а также выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Обязательным компонентом являются экскурсии для изучения объектов живой природы в их естественной среде, также предполагаются виртуальные экскурсии с использованием материалов специализированных сайтов Интернета.
Программа предполагает возможность использовать на уроке различные типы заданий для учащихся, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения. Такие как:
1. Нахождение логической связи между терминами и понятиями, написанными учителем на доске. Комментирование этой связи.
2.Ответ учащегося по плану, составленному им самим или предложенному учителем.
3.Ответ на вопросы в конце параграфа учебника.
4.Составление собственных вопросов к тексту для других учащихся класса.
5.Ответ на вопросы, которые задают товарищи по классу.
6.Ответ учащегося по логической опорной схеме, изображенной им на доске.
- Решение проблемных задач.
- Участие во фронтальном опросе-беседе, проводимом учителем.
- Заполнение сравнительной или обобщающей таблицы на доске или в тетради.
10.Исправление «ошибок» в терминах, написанных на доске.
11.Написание тестовых письменных работ.
12.Выступление по итогам работы с дополнительной литературой (доклад, реферат).
13.Составление в тетради «биологического словарика» с помощью учебника.
14.Нахождение лишнего в совокупности предложенных учителем понятий или терминов.
15.Написание словарного диктанта по общей биологии.
16.Распределение терминов, понятий, объектов по группам, то есть их классификация на основании какого-либо принципа.
17.Формулирование гипотез.
18.Разработка научного эксперимента.
19.Практическое выполнение наблюдения и опыта.
20.Обсуждение результатов проведенного исследования (своего и чужого).
Технологии обучения: В ходе реализации программы предпочтение отдается деятельностному подходу, который реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Обязательным является использование ИТК.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Предметно-информационная компетенция: формируется благодаря поэтапному усвоению следующих составляющих:
- знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
- знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
- знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
- знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
- знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека;
- знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
- знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
Деятельностно-коммуникативная компетенция: формируется за счет:
- умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
- умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
- умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная компетенция:
- понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
- умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
- понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;
- ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Виды и формы контроля: 1. Устные и письменные, 2. Фронтальные, групповые, индивидуальные. 3. Итоговые и текущие. 4. С применением компьютера и других технических средств. 5. Программированные и непрограммированные.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание рабочей программы
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов[1]. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы.
Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.
ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Тематический план 9 класс
№ п/п
|
Темы
|
Количество часов
|
|
|
1
|
Биология как наука. Методы биологии
|
1
|
|
2
|
Признаки живых организмов
|
30
|
|
3
|
Система, многообразие и эволюция живой природы
|
19
|
|
4
|
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
|
12
|
|
5
|
Обобщение
|
2
|
|
6
|
Повторение
|
6
|
|
|
Итого
|
70
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература для учителя
7. Биология: 5-9 классы: программы./ И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова и др.- М.: Вентана-Граф, 2014г.-299с.
Дополнительная литература
Акимушкин И.И. Занимательная биология. –М.:Молодая гвардия, 1972.-304 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). – М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. – 318 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). – М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. – М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс Тематические тестовые задания/ В.Н. Фросин, В.И.Сивоглазов.-М.: Дрофа, 2010.-187с.-(ЕГЭ: шаг за шагом).
Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Красная книга Липецкой области.
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
|