Суббота, 18.05.2024, 07:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя биологии и химии И.В. Кретининой

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 160
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки

Инновационные образовательные технологии в преподавании биологии
30.10.2018, 19:03

 

«Инновационные образовательные технологии в преподавании биологии»

 

 

Из опыта работы учителя биологии высшей кв. кат. Отскоченского филиала МБОУ СОШ с. Дмитряшевка Кретининой И.В.

Профессия учителя, по словам К.Д.Ушинского, - один из важнейших видов практического искусства. Стать настоящим учителем, педагогом – творцом может только тот, кто любит свою работу, обладает необходимыми знаниями и умениями, постоянно их углубляет и совершенствует. Поэтому каждый человек, избравший профессию учителя, должен иметь четко выраженный интерес к ней, определенные склонности и способности, т.е. все то, что входит в емкое понятие «призвание». Повышение качества образования и воспитания обучающихся во многом зависит от личности учителя, его знаний и педагогического мастерства, способности работать творчески, с полной отдачей.

Вот уже на протяжении 37 лет я работаю учителем биологии в сельской школе. Работаю над темой: «Инновационные образовательные технологии в преподавании биологии».

Каждый день, приходя в школу, применяя различные методы и приемы, каждый раз заново решаю множество новых и нестандартных задач.

Цель моей педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий.

Для достижения данной цели использую современные подходы в обучении, применяя инновационные технологии в учебно – воспитательном процессе, развиваю у учащихся способности неординарно мыслить, формулировать перспективные задачи, планировать и организовывать свою деятельность, умению самостоятельно добывать необходимые знания.

  • мой взгляд, здесь наиболее удачно работают такие формы, как урок-семинар, урок- ролевая игра, урок-исследование, урок - практикум, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Ведь как говорил Сухомлинский В. А. «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

Поэтому в своей практике я стараюсь организовать познавательную деятельность не на репродуктивном, а на творческом уровне, обеспечить максимальную самостоятельность учащихся, поскольку только самостоятельная деятельность развивает способности.

Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников. На уроках биологии исследовательскую работу организую в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ ( «Действие слюны на крахмал»; «Оценка запылённости воздуха»; «Состав семя» и др.).

Самой распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах стали проекты. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах. Метод проектов подразумевает организацию активного познания учащихся, т.к. роль учителя сводится к управлению познавательной деятельностью детей. Здесь решается одна из главных педагогических задач - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.

Мои учащиеся самостоятельно разрабатывают исследовательские проекты, которые затем представляют и защищают, принимают непосредственное участие в их реализации.

Результатом является то, что обучающиеся более заинтересованно и осмысленно изучают материал. При этом повышается прочность и осознанность знаний, вырабатываются навыки работы с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

В биологии достаточно широко используются знания смежных наук, и это дает возможность для развития метапредметных результатов освоения образовательных программ, что является основным фундаментом новых Федеральных образовательных стандартов обучения школьников.

Я, как учитель биологии, на каждом уроке стараюсь направить учащихся на выявление основных межпредметных связей биологии с химией, физикой и другими науками.

Например, при изучении раздела «Человек и его здоровье». Практически все физиологические процессы в организме человека являются следствием химических превращений веществ (пищеварение, дыхание, выделение, гуморальная и нервная регуляция гомеостаза и т. д.) Множество разделов биологии построены на использовании химических знаний, например, при изучении тем «Химический состав клетки», «Синтез белков», «Фотосинтез», «Энергетический обмен» и др. Моя задача как учителя помочь учащимся увидеть эту взаимосвязь.

Изучая, одну из самых сложных тем «Организация живой материи и ее свойства». На уроке «Уровни организации живой материи» я демонстрирую ученикам не только биологическое значение появление того или иного уровня жизни, но и предлагаю выявить их физические, химические особенности. Пытаюсь подчеркнуть и выявить решение именно метапредметной проблемы на взаимосвязи нескольких наук. Метапредметный подход в изучении биологии способствует развитию глубоких системных знаний у школьников при изучении биологических процессов и явлений разной сложности.

Тщательная подготовка к урокам, правильный выбор методов и форм обучения - вот залог успеха учителя на уроке.

 

  • должен постоянно учиться и повышать уровень своего мастерства, регулярно обмениваться своими наработками, накопленным опытом со своими коллегами. У нас это происходит через мастер-классы, доклады, открытые уроки.

Мной обобщён и систематизирован опыт проведения нестандартных уроков. Разработки уроков и мероприятий, программы по предметам размещены в сети Интернет на школьном сайте http://dmitryashewka.ucoz.ru/ и персональном сайте педагога http://kretinina.ucoz.ru. На протяжении 18 лет являюсь руководителем ММО учителей химии и биологии. План работы ММО размещен на сайте http://wiki.iro48.ru.

На муниципальном уровне проводила мастер – классы: «Современный урок биологии в рамках системно – деятельностного подхода»; «Инновационные педагогические технологии, направленные на развитие познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения их на уроках биологии»; «Создание мотивационных ситуаций на уроках биологии с целью повышения результативности обучения»; «Формирование учебно - познавательных компетенций учащихся через использование активных методов обучения». Выступала с докладами: «Повышение качества образования через повышения уровня профессиональной компетентности учителя»; «Реализация принципов метапредметности в процессе обучения биологии»; «Развитие мотивации педагогов к саморазвитию, творческой инициативе и креативности – основа достижения качества общего образования, соответствующего требованиям ФГОС»; «Реализация современных дидактических подходов в преподавании биологии на базовом и профильном уровнях». Провела: семинар - практикум «Система подготовки выпускников к итоговой аттестации по биологии. Методические рекомендации по использованию банка открытых заданий по подготовке к ГИА»; «Современный урок биологии на основе электронных образовательных ресурсов и информационных технологий нового поколения» (Открытый урок по теме «Витамины»); «Ведущие аспекты проектирования урока по ФГОС. Технологическая карта урока». (Презентация разработок уроков).

Заповедь нашей работы, которую мы не должны забывать « Учитель сохраняет право учить до тех пор, пока учится сам». Ученики мгновенно фиксируют сужение кругозора, замечают неосведомленность в последних событиях, в достижениях биологической науки, любую фальшь, беспринципность, и естественно теряют доверие к такому наставнику. Учитель учит и воспитывает всем своим образом жизни.

 

Используемые источники: https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9wYW5kaWEucnUvdGV4dC84MC8xNjMvNDIyMjAucGhw

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9ib3RhbmEuY2MvcHJlcG9kL2Jpb2xvZ2l5YS9va3E4dzN6dC5odG1s

Категория: Уроки | Добавил: mia
Просмотров: 495 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск